Образование

Как клиповое мышление оказывает влияние на подготовку к ЕГЭ

В последнее время все чаще учителя стали жаловаться, что школьники мыслят «клипово». Даже появилось понятие «клиповое мышление». Хорошо это или плохо, судить пока трудно, но разбираться в этом явлении нужно однозначно. Рассмотрим некоторые моменты и рассмотрим плюсы и минусы клипового мышления современных школьников. Можно ли использовать клиповое мышление при подготовке к ЕГЭ.

Клиповое мышление

Что такое клиповое мышление

Клиповое мышление — это такой способ мышления, когда информация больше воспринимается и обрабатывается через короткие «клипы» или фрагменты, нежели через цельные и связные идеи, концепции и истории. Термин относительно новый и часто используется для описания характерного для современной культуры потребления информации через медиа-контент (видео, мемы, краткие статьи и др.). Клиповое мышление может приводить к поверхностному пониманию информации и затруднять глубокий анализ или размышление.

Чем характеризуется клиповое мышление?

Взрослыми принято негативно оценивать клиповое мышление молодежи, считать его поверхностным и обрывистым восприятием мира. Все воспринимается как мозаика разрозненной информации, которую нельзя скомпоновать и объединить в единое целое; снижается способность к аналитике происходящего. Оправдывает появление такого положение вещей наличие Интернета и множества социальных сетей. Зачем анализировать, напрягать мозг, если на все вопросы ответ знает Гугл или Яндекс? По словам психологов, молодое поколение идет по пути наименьшего сопротивления.

Признаки клипового мышления:

  1. Недостаток внимания к деталям. Люди с клиповым мышлением могут упускать важные детали в информации или событиях из-за склонности сконцентрировать внимание на общем контексте.
  2. Склонность к быстрому переключению. Перескакивание от мысли к мысли рождает сложность полноценного погружения во что-то одно.
  3. Поверхностное понимание. Люди с клиповым мышлением могут предпочитать обобщения и поверхностное понимание вместо глубокого анализа или осмысления информации.
  4. Сложности в удержании внимания. Они могут испытывать трудности в поддержании внимания на длительное время, особенно в отношении длительных или сложных задач.
  5. Зависимость от визуальных стимулов. Люди с клиповым мышлением могут сильно реагировать на визуальные стимулы, такие как фотографии, видео или изображения, и часто предпочитают коммуникацию через визуальные средства, такие как мемы или GIF-изображения.
  6. Ограниченная способность к долгосрочному планированию. Из-за склонности к сосредоточенности на мгновенных удовольствиях или результате, они могут испытывать трудности в формулировании и реализации долгосрочных целей или планов.
  7. Эмоциональная реактивность. Люди с клиповым мышлением могут быстро реагировать на эмоциональные стимулы и изменения настроения, что может влиять на их способность оценивать ситуации рационально.
  8. Сложности в организации информации. Из-за склонности к быстрому переключению внимания есть трудности в организации и структурировании информации, что может привести к путанице или забыванию деталей.

Этим и обеспокоены некоторые педагоги, которые систематизируют знания школьников при подготовке к ЕГЭ. Но давайте посмотрим на это явление немного с другой стороны. Ведь помимо явных минусов клипового мышления его очень эффективно можно использовать во время обучения, в том числе и при подготовке к Единому госэкзамену.

Положительное влияние клипового мышления

  1. Самым главным плюсом клипового мышления можно назвать способность вычленять главное из потока информации. Сколько материалов нужно изучить сегодняшнему школьнику, чтобы понять суть темы? Море! Клиповое мышление решает такую проблему, и многие преподаватели используют методики, чтобы при подготовке к ЕГЭ не погрязнуть в дебрях информационных материалов.
  2. Быстрота реакции и адаптивность. При наличии у современных школьников клипового мышления разум способен быстро переключаться с одной деятельности на другую и быстро запоминать необходимый объем информации. Сейчас урок по естествознанию, а через 20 минут начнется математика, и нужно переключится с одного предмета на другой, запомнив только суть урока.
  3. Разум сам защищается от информационного мусора. Такое достоинство клипового мышления нельзя упускать из виду, если есть желание сдать экзамен на высокий балл. В потоке информации обладатель клипового мышления способен запомнить именно то, что нужно здесь и сейчас. И поверьте, если суть запомнилась с первого раза, забыть ее будет сложно — она останется в памяти надолго.
  4. Многозадачность. Клиповое мышление провоцирует многозадачность: можно одновременно решать тесты и фоном слушать аудиокнигу. Практические знания осядут в голове. А книга останется лишь фоном и на время сотрется из памяти. Но в нужный момент она рано или поздно всплывет в подсознании.

Но если же не ввести клиповое мышление в определенные рамки, то результат может быть плачевным. Во всем хороша мера. Чтобы избежать негативных влияний и стойкого формирования клипового мышления, некоторые психологи советуют получать информацию дозированно: достаточно той, что нужна на данный момент. Если же есть сомнения в важности и нужности каких-то сведений, лучше подвергнуть их анализу либо отложить работу, чтобы потом вернуться и определиться со значимостью.

Нельзя сказать определенно, что клиповое мышление – зло. В некоторых нюансах оно принесет пользу, нужно лишь направить мышление в нужное русло и пользоваться им правильно, не во вред себе.

Читайте также

Попробуйте школу бесплатно

Бесплатно Онлайн 1 час
  • Познакомитесь с программой

  • Пообщаетесь с будущим преподавателем

  • Ребенок создаст свой первый IT-проект

    Оставляя заявку, вы принимаете оферту, условия договора на оказание услуг и политики обработки персональных данных.