Что такое клиповое мышление
Клиповое мышление — это такой способ мышления, когда информация больше воспринимается и обрабатывается через короткие «клипы» или фрагменты, нежели через цельные и связные идеи, концепции и истории. Термин относительно новый и часто используется для описания характерного для современной культуры потребления информации через медиа-контент (видео, мемы, краткие статьи и др.). Клиповое мышление может приводить к поверхностному пониманию информации и затруднять глубокий анализ или размышление.
Чем характеризуется клиповое мышление?
Взрослыми принято негативно оценивать клиповое мышление молодежи, считать его поверхностным и обрывистым восприятием мира. Все воспринимается как мозаика разрозненной информации, которую нельзя скомпоновать и объединить в единое целое; снижается способность к аналитике происходящего. Оправдывает появление такого положение вещей наличие Интернета и множества социальных сетей. Зачем анализировать, напрягать мозг, если на все вопросы ответ знает Гугл или Яндекс? По словам психологов, молодое поколение идет по пути наименьшего сопротивления.
Признаки клипового мышления:
- Недостаток внимания к деталям. Люди с клиповым мышлением могут упускать важные детали в информации или событиях из-за склонности сконцентрировать внимание на общем контексте.
- Склонность к быстрому переключению. Перескакивание от мысли к мысли рождает сложность полноценного погружения во что-то одно.
- Поверхностное понимание. Люди с клиповым мышлением могут предпочитать обобщения и поверхностное понимание вместо глубокого анализа или осмысления информации.
- Сложности в удержании внимания. Они могут испытывать трудности в поддержании внимания на длительное время, особенно в отношении длительных или сложных задач.
- Зависимость от визуальных стимулов. Люди с клиповым мышлением могут сильно реагировать на визуальные стимулы, такие как фотографии, видео или изображения, и часто предпочитают коммуникацию через визуальные средства, такие как мемы или GIF-изображения.
- Ограниченная способность к долгосрочному планированию. Из-за склонности к сосредоточенности на мгновенных удовольствиях или результате, они могут испытывать трудности в формулировании и реализации долгосрочных целей или планов.
- Эмоциональная реактивность. Люди с клиповым мышлением могут быстро реагировать на эмоциональные стимулы и изменения настроения, что может влиять на их способность оценивать ситуации рационально.
- Сложности в организации информации. Из-за склонности к быстрому переключению внимания есть трудности в организации и структурировании информации, что может привести к путанице или забыванию деталей.
Этим и обеспокоены некоторые педагоги, которые систематизируют знания школьников при подготовке к ЕГЭ. Но давайте посмотрим на это явление немного с другой стороны. Ведь помимо явных минусов клипового мышления его очень эффективно можно использовать во время обучения, в том числе и при подготовке к Единому госэкзамену.
Положительное влияние клипового мышления
- Самым главным плюсом клипового мышления можно назвать способность вычленять главное из потока информации. Сколько материалов нужно изучить сегодняшнему школьнику, чтобы понять суть темы? Море! Клиповое мышление решает такую проблему, и многие преподаватели используют методики, чтобы при подготовке к ЕГЭ не погрязнуть в дебрях информационных материалов.
- Быстрота реакции и адаптивность. При наличии у современных школьников клипового мышления разум способен быстро переключаться с одной деятельности на другую и быстро запоминать необходимый объем информации. Сейчас урок по естествознанию, а через 20 минут начнется математика, и нужно переключится с одного предмета на другой, запомнив только суть урока.
- Разум сам защищается от информационного мусора. Такое достоинство клипового мышления нельзя упускать из виду, если есть желание сдать экзамен на высокий балл. В потоке информации обладатель клипового мышления способен запомнить именно то, что нужно здесь и сейчас. И поверьте, если суть запомнилась с первого раза, забыть ее будет сложно — она останется в памяти надолго.
- Многозадачность. Клиповое мышление провоцирует многозадачность: можно одновременно решать тесты и фоном слушать аудиокнигу. Практические знания осядут в голове. А книга останется лишь фоном и на время сотрется из памяти. Но в нужный момент она рано или поздно всплывет в подсознании.
Но если же не ввести клиповое мышление в определенные рамки, то результат может быть плачевным. Во всем хороша мера. Чтобы избежать негативных влияний и стойкого формирования клипового мышления, некоторые психологи советуют получать информацию дозированно: достаточно той, что нужна на данный момент. Если же есть сомнения в важности и нужности каких-то сведений, лучше подвергнуть их анализу либо отложить работу, чтобы потом вернуться и определиться со значимостью.
Нельзя сказать определенно, что клиповое мышление – зло. В некоторых нюансах оно принесет пользу, нужно лишь направить мышление в нужное русло и пользоваться им правильно, не во вред себе.