Заоблачные заработные платы в IT-индустрии сделали программирование востребованным и популярным среди молодежи направлением. Не удивительно, что многие родители мечтают видеть своих детей высокооплачиваемыми IT-специалистами.
Однако часто забывается, что, как и в любой другой профессии, здесь, во-первых, успеха добиваются далеко не все, и высокая зарплата – это удел избранных. Во-вторых, чтобы достичь высот, нужно долго и упорно работать, причем в различных направлениях, не только в изучении команд, структур и инструментов программирования.
К примеру, невозможно стать высококачественным специалистом без знания иностранных языков в целом и английского в частности. Здесь все просто и понятно. Из английского взяты команды подавляющего большинства современных и наиболее распространенных языков программирования: Python, Pascal, Java, C# и так далее. Вся актуальная и наиболее ценная литература по IT-дисциплинам написана на иностранном. Общение между программистами по всему миру ведется в основном на английском языке, поскольку в чатах они, зачастую, даже не знают, кто из какой страны.
С чем связано «неизбежное» изучение английского при занятии программированием: пять основных факторов
В принципе, при желании можно насобирать достаточно внушительный список аспектов, подтверждающих прямую корреляцию между изучением программирования и иностранного. Однако для полного понимания ситуации достаточно остановиться на шести из них, наиболее значимых с практической точки зрения.
Фактор №1: изучение языка через команды
Как уже выше отмечалось, слова, используемые в программном коде, взяты из английского. На самом деле их немного, но для начала их знание и понимание значения помогает погрузиться в языковую среду. Лиха беда начало, но все программисты должны знать иностранный язык. Начало положено с таких слов как write, read, if, else, print и других, которые строят синтаксис языков программирования.
Нельзя сказать, что синтаксис языков программирования сразу обеспечит знание лингвистического направления, но для старта будет весьма кстати, особенно для новичков.
Фактор №2: развитие общей памяти
Программирование в любом виде – это всегда нагрузка на память. Человек учится много запоминать. При этом работает не только краткосрочная, но и долгосрочная память. В коре головного мозга формируются устойчивые нейронные связи. Все это благоприятно сказывается на изучении любых других школьных предметов, в том числе иностранных языков. Будем откровенны, без достаточно развитой памяти говорить о перспективах успешного освоения английского не приходится. И здесь как нельзя кстати приходится программирование.
Фактор №3: творчество как источник вдохновения
Написание программ – это творчество. И привычка творить «всегда и везде» помогает в изучении иностранного. Креативный подход к запоминанию слов, построению предложений, грамматике способствует быстрому усвоению материала. И если человек видит, что он нестандартно подходит к процессу, то это является дополнительным стимулом в достижении целей.
Фактор №4: профессиональный сленг
Ни для кого не секрет, что очень многие слова из сленга программистов имеют английское происхождение. Они, безусловно, могут изменять свое значение как, например, bug. В оригинале речь идет о жуке, а в программном коде это ошибка. Они могут коверкаться в плане произношения (agile можно услышать в следующем формате: эджайл, агил, эгайл и так далее). Но все равно постоянное использование способствует запоминанию.
Фактор №5: самоорганизация, умение ставить цели и достигать их
Умение структурировать программный код входит в привычку. Человек начинает жить соответствующим образом, где все подчинено алгоритму. Он умеет ставить перед собой задачи, и, самое главное, их достигать.
Большие объемы получаемых знаний и выполняемых работ при обучении программированию заставляют ребенка или взрослого рационально планировать свое время, концентрироваться на главном, учитывая мелочи, но не ставя их во главу угла. Высокий уровень самоорганизации позволяет быстрее изучать иностранный язык. Не удивительно, что программисты легче справляются с английским.
Фактор №6: психология
Умение «говорить» на языках IT-специалистов, быстро осваивая новые и расширяя свои знания в уже изученных, постепенно входит в привычку. Новый язык — программирования или разговорный — не вызывает у человека отчуждения, страха или неопределенности, как это бывает у многих. Привычка уже на уровне психологии говорит: «Надо выучить – сделаем!».
Именно по этой причине программисты легко погружаются в изучение языка в буквальном смысле в момент знакомства с программным кодом.
А что думает наука
Приведенные выше факторы имеют общетеоретический и эмпирический формат. Однако все они в полной мере подтверждаются и научными экспериментами, расчетами и суждениями.
Активизация речевых зон мозга
фМРТ (функциональная магнитно-резонансной томография), при помощи которой изучили деятельность мозга, работающего с программным кодом, показала активизацию двух важных областей левого полушария – речевой центр Брока и зону Вернике. Первая из них отвечает за понимание речи, вторая – соответственно, за ее формирование. Это означает, что человек, изучающий программирование и вникающий в языковую систему, фактически развивает способность к языкам. Вот такая научно доказанная особенность программирования.
Это объясняет, почему «технарям» легко даются иностранные языки, а также построение сложных и грамотных предложений в речи и письме.
Развитие долговременной памяти
Те же исследования показали, что существует однозначная зависимость между зонами обработки речи и долговременной памяти. Как выше было отмечено, именно она важна для изучения английского языка. Это неудивительно, поскольку именно там происходит сравнение и сопоставление поступающих в мозг звуковых или зрительных образов с уже известными.
Развитие нейронных связей
Человечество еще не научилось в полной мере понимать и оценивать все процессы, протекающие в коре головного мозга. Но одно можно утверждать однозначно: в результате умственного труда формируются определенные нейронные связи, отвечающие за ту или иную область жизнедеятельности человека. Не исключением в этом отношении является и программирование: благодаря образованию нейронных связей усвоение большого количества данных становится легче. Отсюда и вывод: изучение английского и любого другого иностранного языка дается легче.
И наконец изучение нового, в том числе лингвистического материала, — это всегда определенная последовательность действий, по крайней мере, с точки зрения мозга.
Утрированно алгоритм можно представить следующим образом:
- появилась информация;
- она воспринята, а затем и передана в мозг органами зрения и слуха;
- мозг оценил ее и сравнил с хранящейся в разных отделах памяти;
- если сходства не обнаружено, создается нейронная связь для формирования ассоциации в последующем;
- если связь не создана, повторить действие до положительного результата.
Чем это не написание программы? Здесь вам и линейная структура, и ветвление, и циклы.
Что изучать ребенку сначала: программирование или английский язык
У внимательного посетителя может возникнуть вопрос, что стоит изучать изначально: программирование или иностранный язык. Ситуация напоминает вариант с первенством яйца и курицы. Понятно, если изучить предварительно английский, то программирование будет даваться легче. И наоборот, изучив базу в программном деле, осваивать иностранный можно гораздо быстрее.
И здесь оптимальным решением видится одновременное изучение. Взаимная поддержка двух направлений развития человека гарантирована. Сразу будет, конечно, непросто. Но в дальнейшем скорость формирования навыков и получения знаний будет расти более интенсивно нежели при раздельном освоении образовательных программ, а конечный результат приятно удивит и порадует.